Водолазкин Е. Г. Лавр : [неисторический] роман / Евгений Водолазкин. – Москва : АСТ : Редакция Елены Шубиной, 2014. - 440, [2] с.
После публикации этой книги филолог, специалист по литературе древней Руси Водолазкин, проснулся знаменитым. Премия "Большая книга", премия "Ясная Поляна" - за один год. Газета "Гардиан" внесла "Лавр" в список 10 лучших книг о Боге. Богословы посвящают этой книге свои выступления и статьи. Вот, например, блестящее выступление бывшего архиепископа Кентерберийского Роуана Уильямса, посвященное этому роману: https://www.youtube.com/watch?v=6MCB9JuLFzo
При этом мнение людей, которых я знаю, о "Лавре" разделилось: одни считают "Лавр" очень важной и хорошей книгой, другие не видят в ней особых достоинств, даже называют "жвачкой для мозгов".
Не могу сказать, что этот постмодернистский роман меня перевернул. Но он интересен тем, что написан в жанре жития, в данном случае вымышленного святого. Это такое светское постмодернистское житие, которое читается легко, если не считать вкраплений на старославянском. Легкость обеспечивается тем, что этот роман, по сути, - большой рассказ, сюжетное повествование сценарного толка (его было бы легко экранизировать): действие, действие и еще раз действие. Разворачивание цепочки событий, из которых состояла жизнь Арсения-Устина-Амвросия-Лавра. Смена имени символизирует наступление очередного важного этапа в жизни святого. Такова же и структура книги, которая состоит из четырех глав: книга познания, книга отречения, книга пути, книга покоя.
Это история про человека, который проживает свою жизнь за двоих, даже за троих, - за себя и за любимую женщину и ее ребенка. На этом пути он растет, формируется, переосмысливает и переизобретает себя как личность, как "самость". Он ищет себя в целительстве, в юродстве, в путешествии, в отшельничестве. Это человек с богатым духовным внутренним миром, который пытается выносить его в себе и одновременно предъявить миру, и в этом тяжелый противоречивый путь Арсения - внутрь и наружу, от людей и к людям. А заканчивается роман почти по-булгаковски: путь к покою и тишине оказывается для Лавра самым верным и желанным. Ну и, разумеется, вся его жизнь была проникнута неподдельной верой в Бога и в мудрость его промысла и его мироустройства. Арсений, он же Лавр к концу жизни, прожил очень трудную жизнь: он постоянно был в трудах физических и духовных. Его подвижническая жизнь стала путем освобождения от добровольно взятой на себя вины за смерть любимой женщины по причине его же собственного невежества и малодушия. Наверное, все святые отличаются тем, что считают себя греховнее остальных людей, и в этом смысле проходят очистительный путь страданий, беря в пример крестный путь Христа.
В общем, несколько неожиданный роман, но заставляет задуматься и тем самым решает главную задачу любой хорошей книги.
Сергей ГОГИН
- 41 просмотр
Добавить комментарий