Стругацкий, А.Н. Град обреченный / А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий ; худож. В. Голотенко. – Москва : Молодая гвардия, 1991. – 478, [2] с. : ил.
Великий роман наших великих современников. Роман провидческий, который не мог быть опубликован тогда, когда был написан, в начале 1970 годов, потому что это антиутопия, проникнутая пафосом антитоталитаризма. Провидческий настолько, что роман можно цитировать сегодня, и цитаты будут ошеломительно актуальны. Хотя бы вот эти строки: "Поскольку настоящего противника не существует, его необходимо придумать. А как показывает мировой опыт, самый страшный противник - это противник придуманный".
В "Граде обреченном" описан социальный эксперимент, цели которого неизвестны либо известны лишь группе посвященных, которые называются Наставниками. Более того, суть Эксперимента в том, чтобы его смысл скрывался от его участников, смысл вуалируется расхожей фразой, которую часто повторяют герои: "Эксперимент есть Эксперимент". Главное условие Эксперимента - не понимать, в чем он заключается. Территория эксперимента - Город, ограниченный бесконечной стеной с одной стороны и бесконечным обрывом с другой. Люди попадают - забрасываются - в этот Город из обычной жизни, это неудовлетворенные своей средой пассионарии или "дауншифтеры", которые ищут в Эксперименте великого и окончательного ответа на вопрос о всеобщем счастье и готовы положить жизнь на строительство рая на земле "в отдельно взятой стране", в данном случае - Городе. Но пока им приходится преодолевать грязь, лишения, дефицит всего самого насущного. Карьера здесь зависит не от уровня образования и не от компетентности, а от механического выбора - люди перемещаются по горизонтали случайным образом. Главный герой романа Андрей, в прошлой жизни - астроном, в Городе последовательно становится мусорщиком, следователем, редактором условно либеральной газеты, советником президента. Стругацкие гениально показывают, что образ жизни и мышление человека, шкала его ценностей зависят от места, которое он занимает. В роли следователя Андрей был вполне безжалостен даже к своему другу Изе Кацману, рефлексирующему интеллигенту: он отправил его на пытки.
Авторы показывают тупик замкнутой тоталитарной модели, ее предсказуемость и обреченность (отсюда называние романа). Стругацкие были великими футуристами и специалистами в психологии массового сознания и социальной инженерии. Они описали крах тоталитарной модели, "Эксперимента", но с другой стороны, и его живучесть, привлекательность, воспроизводимость. Они описали тип людей, призываемых Экспериментом, лидеров и исполнителей. По определению Эрика Хоффера, который проанализировал структуру массовых движений, в него рекрутируются люди неудовлетворенные, которые становятся "людьми убежденными", подогреваемые идеологами, влекомые фанатиками, управляемые дельцами. Интересна фигура Фрица Гейгера, бывшего унтер-офицера вермахта, "отбывшего" в Город из плена и сделавшего здесь карьеру - руководителя следственного отдела, лидера партии, президента. "И Андрея вдруг ошеломила простая и страшная в своей простое мысль: ведь это всего-навсего унтер-офицер вермахта, солдафон, недоучка, десяти порядочных книжек за всю свою жизнь не прочитал, а ведь ему - решать!" Это пример отрицательной селекции, столь типичной для тоталитарных обществ, она же служит одной из причин (возможно, главной) их исторической обреченности. Как показал Хоффер и как иллюстрируют Стругацкие, идеологии коммунизма и фашизма не только сосуществуют, но и диффундируют друг в друга. В романе затронуто много других важных тем, в частности, роль СМИ и творческой интеллигенции в тоталитарной системе, тема экзистенциального выбора отдельного человека в условиях несвободы.
Финал романа открыт, это жирное многоточие, способствующее дальнейшим размышлениям. Андрей возглавляет экспедицию, которая движется на север в поисках Антигорода. В конце путешествия они встречают каких-то людей, в которых узнают себя, которые движутся, как их симметричные отражения или тени. Авторы намекают, что далее происходит их взаимная аннигиляция. Как видится, идея здесь в том, что замкнутая социальная система исторически нежизнеспособна, что Антигородом, "антитоталитаризмом" является не свободной общество, а какой-то другой тоталитаризм, другой "Град обреченный" - обреченный на самоуничтожение. Немудрено, что эту книгу стало возможным опубликовать только после перестройки.
Роман, достойный того, чтобы его не только читать, но и перечитывать.
- 175 просмотров
Добавить комментарий