Шаламов, В. Т. Колымские рассказы / В. Т. Шаламов. – Москва : АСТ, 2019. – 285, с. – (Серия «Эксклюзив: Русская классика»). – (Книги, изменившие мир. Писатели, объединившие поколения). – (Русская классика).
Это самая пронзительная свидетельская проза о ГУЛАГе. В СССР эти рассказы слушали по "вражеским голосам", потому что книга в стране выйти не могла, и впервые вышла на Западе. Этот жуткий кусок истории был - совершенно в смысле Оруэлла - вырезан из истории страны. Ничто не должно было омрачать нашего движения к коммунизму. Но Шаламов совершил человеческий и писательский подвиг. Первый подвиг - он выжил в лагерях. Второй подвиг - он описал свой опыт. Это великая проза. Ее особенность - неброский, фактический, документальный стиль. Действия и факты. И еще - рассказ о том, что чувствует человек, попавший, например, на золотые прииски Колымы, где он через месяц становится "доходягой". Тем удивительнее и непонятнее современная отечественная тенденция к ресталинизации. Хочется сказать: эти люди просто не читали Шаламова. Да, не читали, и не очень хотят читать и сегодня.
Удивительная вещь: в "Колымских рассказах" Сталин практически не упоминается, всегда два-три раза за всю книгу, и не как человек или руководитель, а всего лишь - как слово в словосочетании. Шаламов не размышляет о причинах происходившего с ним и миллионами других. Он не рассуждает о том, почему это случилось, кому это было нужно и зачем. "Колымские рассказы" - это про "что" и "как", а не про "зачем". И этого более чем достаточно. Это предельно экзистенциальная вещь, которая в своем экзистенциальном посыле напоминает книжку Виктора Франкла "Сказать жизни да!", где он описывает свой опыт гитлеровских концлагерей. Только Шаламов - гораздо, на мой взгляд, сильнее. Он описывает, но почти не рассуждает. Хотя и делится иногда некоторыми краткими выводами и наблюдениями. И это описание, эти факты самодостаточны. Любое рассуждение, любое мнение меркнет перед силой этих фактов и документальным стилем их изложения (при том что рассказы Шаламова - это, несомненно, художественная проза самого высокого уровня). Именно документальность и беспристрастность художественной прозы о ГУЛАГе - это стилевой вклад Шаламова в русскую литературу. Эта проза горька и проста, как корка лагерного хлеба, способная спасти жизнь.
"Колымские рассказы" - это корень, из которого выросли и другие сборники рассказов ("Артист лопаты", "Левый берег", "Очерки преступного мира" и др.), которые расширяют, распространяют первый сборник. Впрочем, рассказы колымского цикла автор никогда не увидел в печати на своей родине, так как умер в 1982 году, за три года до горбачевской перестройки.
Сегодня в стране сосуществуют две тенденции: помрачение общественного сознания, характеризующееся набирающей популярность апологией Сталина и его режима, и прояснение общественного сознания, на что может указывать тот факт, что в прошлом году лидером продаж в России стал роман Оруэлла "1984". Следующим шагом на пути к этому прояснению должно стать внимательное прочтение рассказов Шаламова.
Сергей Гогин
- 45 просмотров
Добавить комментарий