Студенческая аудитория открытого колледжа "Сокол" регулярно принимает участие в различных программах Центральной городской библиотеки имени И.А. Гончарова. За последние годы уже сложилась определённая система тематической просветительской деятельности библиотеки в молодёжной среде этого учебного заведения. И то, что интерес студентов к посещению библиотеки не падает, даёт надежду на дальнейшее взаимопонимание и говорит о грамотном встраивании библиотеки в информационно-образовательный процесс колледжа.
Основной принцип библиотечных программ для молодёжи – обращение к отечественной художественной литературе. Неизменный интерес вызывала у студентов программа "Книжная полка путешествий", где маршруты "прокладывали" произведения писателей – К. Паустовского, М. Москвиной, В. Арсеньева, В. Обручева, И. Гончарова, А. Чехова и других… Где только не "побывали" ребята, о каких именах и книгах не узнали! Мещёрский край в центре России, Уссурийская тайга на Дальнем Востоке, суровая Арктика, далёкий остров Сахалин, бывший "чайный путь" через затерянный город Кяхту на границе с Монголией. Много было вместе перелистано страниц книг, о которых молодые люди узнавали впервые…
Новая программа "Литературная карта России: уроки чтения – уроки жизни" на первый взгляд продолжает "Книжную полку путешествий". Но её цель несколько иная – показать всё пространство страны в ракурсе литературы, значимых писательских имён, жизненно важных проблем, которые поднимают "региональные" писатели, кровно связанные с особенностями бытования своего края.. Ещё очень хотелось донести до ребят мысль о том, что "настоящая" литература рождается не только в столичных городах, а даже, всего скорее, наоборот, и что к таланту не подходит эпитет "провинциальный". Социологи давно подметили связь между человеческим духом и внешней средой, и это очень наглядно прослеживается на произведениях литературы. Каким образом особенности региона накладывают отпечаток на творчество писателя, какая существует "тайная" связь между "местом гения" и появлением произведения, меняющим самочувствие общества?
Современная литература России обладает мощным нравственным посылом. И, к сожалению, мало известна молодёжи.
Данный проект точечно погружает его участников в тот или иной регион нашей страны. Выбор места обусловлен именем писателя. Поволжье, Сибирь, Урал, Запад и Юг России – дали нашей современной литературе талантливых писателей, сказавших в ней собственное сокровенное слово.
Первое, куда мы отправились, – в Казань. Тема – "Василий Аксёнов – Гузель Яхина. Перекличка поколений". Что объединяет эти имена, кроме общего места рождения – города Казани?
Судьба писателя Аксёнова, ставшего в 60-е годы 20 века знаменем молодого поколения, неизвестна современным молодым людям. А ведь она напрямую связана с особенностями истории нашей страны. Современные технологии дают возможность посетить виртуально литературный музей Василия Аксёнова в Казани, видеть, с каким размахом проходит не один уже год литературно-музыкальный фестиваль "Аксёнов-фест", сегодня это возможно, а ведь репрессированные в 30-е годы родители будущего писателя, а затем и сам писатель, вынужденный эмигрировать в 80-е годы, не особенно вспоминались в родном городе. Но какие светлые первые повести молодого Аксёнова, молодого врача, выбравшего эту профессию по совету матери, прошедшей Колыму, – "в лагере врачу легче выжить"! "Коллеги", "Звёздный билет" – о дружбе, о поисках молодых себя в жизни, о её настоящих ценностях, о праве ошибаться и заблуждаться… Даже странно, что Василий Аксёнов не обращается к теме репрессий, от чего пострадала вся его семья, ведь к этой теме в 60-е годы был повышенный общественный и читательский интерес. А вот современная писательница Гузель Яхина, родившаяся в Казани в 1977 году и жившая там в 10 минутах ходьбы от дома Аксёновых (!), напротив, сегодня обратилась к неприподъёмной и вроде бы "забыnой" для человека нового поколения теме репрессий и раскулачивания. Её книга, буквально ошеломившая всех своим появлением и получившая престижные литературные премии, "Зулейха открывает глаза", открывает глаза и современным молодым читателям. События, происходившие в Казани в 30 годах 20 века, нашли выход в творчестве писателя другого поколения, поколения детей тех, кто вдохнул свободу на страницах аксёновских книг, для которых неприемлем тоталитарный строй.
Следующий объект нашего внимания на литературной карте России – город Иркутск. "Сибирь чувствуют в себе даже те, кто никогда в ней не бывал…Она сама вошла в жизнь и интересы многих и многих, … как понятие нравственное, сулящее какое-то неясное, но желанное обновление." Эти слова принадлежат писателю Валентину Распутину, судьба которого тесно связана с этим сибирским городом. Чем интересен и славен Иркутск? Где он расположен в сибирских просторах? Откуда такое название? Как и чем живут там люди? Всё это не праздные вопросы. Они позволяют приблизиться к пониманию сути творчества классика современной отечественной литературы, не так давно ушедшего от нас – коренного сибиряка Валентина Григорьевича Распутина. Его родная земля, сибирская деревня, его земляки, простые люди и их судьба – вот что заботило и печалило писателя. В центре внимания – повесть "Прощание с Матёрой". Как много больного и противоречивого в человеческой жизни, истории – в этой вроде немудрёной по сюжету повести – необходимости переселения людей из зоны искусственного затопления при строительстве электростанции.
А по сути – покоряя красавицу Ангару, зачёркивается прошлое, ломается представление человека о сущности его бытия. Все эти смыслы повести прекрасно дополняют кадры пронзительного фильма Шепитько – Климова "Прощание", фильма, который у зрителя вызывает эмоциональный шок. Рвутся нравственные связи между поколениями, растёт забвение и непонимание, суета и сиюминутные интересы подменяют глубинную сущность человеческой жизни. Прогресс не остановим, но что мы теряем, приобретая? Научимся ли задумываться над этими вопросами? Именно в этом русле идёт разговор о творчестве Валентина Распутина. Нравственная планка произведений писателей – сибиряков высока. Тема разговора о литературе Сибири – верность новых поколений писателей своей земле и традициям. Яркий пример – жизнь и творчество молодого писателя Андрея Антипина, который живёт в сибирской глубинке, своих героев находит рядом, а проблемы повестей и искать не надо – современная жизнь горазда на сюжеты. И как часто перекликаются эти сюжеты, например, в повести "Деньги для Марии" В. Распутина и повести "Соболь на счастье" А. Антипина. Андрей Антипин подхватил эстафету великой прозы и высоко и достойно несёт её.
Рассказы и повести молодого писателя есть в фонде нашей библиотеки, а в 2015 году читатели библиотеки смогли встретиться с ним, когда он приезжал в Ульяновск на вручение ему Международной литературной премии имени И.А. Гончарова.
"Хребет России" – метафорическое название Уральских гор, а сами горы – уникальный географический объект, разделяющий материк Евразию на две части. Мощь Урала сказывается во всём – местоположении, протяжённости, природе, полезных ископаемых, особом – не крестьянском, а исконно промышленном, "заводском" образе жизни людей. Велико внимание на Урале и к литературе. И мы "отправляемся" в Екатеринбург – третью столицу России и, бесспорно, столицу Уральского региона.
Мы знакомимся с непростой историей города. Она и визуально отражена в городской архитектуре и, конечно., в творчестве писателей – уральцев. Храм Спаса-на-крови в Екатеринбурге – напоминание о революционной жестокости и бескомпромиссности.
Расстрел царской семьи в доме Ипатьева – это чёрная городская метка. Но и прежняя жизнь простых "горных" рабочих, которые добывали своим хозяевам баснословные прибыли, была тяжела и беспросветна. Об этом и в сказах П. Бажова, и в "Приваловских миллионах" Д. Мамина–Сибиряка…
Уникальный квартал города – литературный. В нём расположено пять музеев, один из которых – Музей литературной жизни Урала 20 века. Говоря о Екатеринбурге и трагическом 20 веке, невозможно не сказать о творчестве, судьбе талантливого поэта Бориса Рыжего, очень рано ушедшего из жизни. "Трансазиатский поэт" – так он сам себя называл. И не случайно. Он вобрал в себя всю "особость" Урала, его холодность, глубину его недр, неприветливость отвесных скал, какую-то щемящую неразгаданность – всё, чему вынужден противостоять обычный человек, осваивая и подчиняя этот "хребет России". Урал, Екатеринбург, его "работяги" – важный мотив поэзии Бориса Рыжего. А ещё – слом привычной жизни в 90-х, когда его сверстники "пионерские галстуки сняли, но так и не стали комсомольцами".
Эту тему "неприкаянного поколения" мы находим и в творчестве прозаика Романа Сенчина, который совсем недавно переехал из Москвы в Екатеринбург. "Урал давно притягивает меня, это особый мир", – говорит писатель, а ведь прожил в столице двадцать лет. Но большинство сюжетов его рассказов и повестей найдены не в Москве – "Нубук", "Минус", "Ёлтышевы". Важно, очевидно, было и то, что родом он из сибирских мест, города Кызыла, откуда вынужден был уехать в 90-е годы. Он – постоянный автор литературного журнала "Урал", он – финалист и лауреат многих литературных премий, в том числе "Большая книга". С молодыми людьми мы говорим не о его знаменитом романе "Ёлтышеве", а о новом произведении – "Зона затопления". Мы протягиваем ниточку от повести В. Распутина "Прощание с Матёрой". Именно Распутин "благословил" Романа Сенчина на эту тему. Значит, она не потеряла актуальности, она и сегодня "болит" так же, а, может, острее, пока есть большие люди, умеющие считать деньги лучше, чем жизни и судьбы. Речь в книге идёт о Богучанской ГЭС на Ангаре. "Всё, что когда–то было Ангарой и красивейшими местами вокруг неё, отравлено, погублено, уничтожено. И то, что стало погубленным, оказалось губительным для человека, природа убивает людей – это месть за то, что мы, люди, с ней сделали". Эти слова В. Распутина и стали, очевидно, отправной точкой при написании Сенчиным романа "Зона затопления".
Пермь – это Предуралье. Но это ещё и связующее звено между Уралом и Поволжьем. Стоит город на реке Каме, мощном притоке Волги. Но город с миллионным населением всё же больше тяготеет к Уралу. Алексей Иванов – российский писатель, живущий в Перми, – так себя позиционирует сам Иванов. К его творчеству мы и обращаемся. Тем более, что, знакомясь с его книгами, мы знакомимся и со старинной Чердынью (ныне Пермью), историей похода Ермака, что сумел покорить Сибирь, борьбой за бесценное таёжное богатство – мех, пушнину, валюту того далёкого времени, таинственной Пармой… Алексей Иванов родился в Нижнем Новгороде в 1969 году, в раннем возрасте переехал с родителями в Пермь, учился в Екатеринбургском университете, с детства хотел стать писателем. Несомненно, Пермь, Урал обусловили тему его исторических романов и его городских современных повествований. Произведения Иванова сценичны. Многие, возможно, смотрели фильм по его роману, вызвавшему много споров, – "Географ глобус пропил" с Константином Хабенским в главной роли. Но сама могучесть Урала и близкой Сибири всё время возвращают его к "матрице", как говорит писатель, – к исторической теме. "Сердце Пармы", "Золото бунта" – важные книги в творчестве А. Иванова. А сегодня ещё и роман с "обжигающим" сюжетом – "Тобол. Много званых", по которому снимается телевизионный сериал об эпохе Петровского времени, нарождающейся Российской империи, частью которой становится и Сибирь.
Вместе с писателем можно пройти 20 тысяч километров, увидеть более ста уральских городов и поселений, если посмотреть документальный фильм "Хребет России" по его сценарию.
Обширна Россия, богата её современная литература, которая должна стать достоянием наших молодых читателей, поэтому путешествие по литературной карте будет продолжено.
Т.А. Алисевич,
главный библиотекарь ЦГБ им. И.А. Гончарова
- 566 просмотров
Добавить комментарий