
Фаулз, Д. Волхв : роман / Д. Фаулз ; пер. с англ. Б.Н. Кузьминского. – Москва : Независимая газета, 1993. – 736 с.
Роман "Волхв" настолько сложен и многогранен, что стал темой нескольких диссертаций, например, "Особенности художественной мистификации в романе Джона Фаулза "Волхв»" Марины Хольневой и "Магический реализм в романе Джона Фаулза «Волхв»" Елизаветы Быковой.
Магический реализм - вот, оказывается, к какому жанру специалисты относят этот роман.
Действительно, главное, на мой взгляд, в романе - это тема иллюзорности бытия. Именно в том, что жизнь - это иллюзия, театр, кинематограф - старый "иллюзионист" Морис Кончис пытается убедить молодого англичанина Николаса Эрфе. Для этого он делает молодого учителя персонажем театральной постановки, которая разворачивается на вымышленном греческом острове Фраксос и развивается по заранее написанному сценарию, хотя и допускает импровизации. Эксперимент над молодым человеком приобретает, в конце концов, довольно жестокий характер, но Эрфе в какой-то мере сам сделал такой выбор, будучи заинтригован и самой фигурой Кончиса, и его обиталищем на мысе Бурани, и связанными с этим человеком слухами.
Главному герою, а вместе с ним и читателю, подчас трудно отличить, где кончается реальность и начинается вымысел, настолько убедителен этот вымысел, ведь он основывается на подлинных деталях. Чтобы дойти до конца этого фантасмагорического спектакля и не сойти при этом с ума, Эрфе понадобилось много душевных сил, большого запаса критичности и здравого смысла, но и - любопытства, авантюризма, сильной влюбленности в Жюли. Этим он и был интересен экспериментатору, богачу Кончису, который явно не жалел средств на постановку этого спектакля. Удивительно, но человек, однажды положивший принципом своей жизни - не лгать, стал виртуозным мистификатором.
С какой целью Кончис занимается своими дорогими и подчас жестокими мистификациями с участием посторонних ему людей, не совсем ясно, но вряд ли - из одной лишь праздности. Возможно, он действительно преследует научных интерес, хотя в мире психиатрии его не знают, к тому же в психиатрии и психологии такие эксперименты были бы признаны неэтичными (впрочем, с целью экспериментирования психологи иногда выходят за грани бытовой этики, как в эксперименте Милгрэма). Возможно, он сам - ненормальный, страдающий мегаломанией человек, играющий в Бога, решивший, что ему позволено управлять судьбами людей. Но в свою постановку он вовлекает множество людей, которые играют в его "труппе", причем Николас - не единственный подопытный, до него были другие. Может быть, зная личную историю взаимоотношений Николаса и австралийки Алисон, он решил преподать молодому человеку урок верности? Но, опять же, средства для этого были выбраны чрезвычайно жестокие: Алисон, получившая "ангажемент" в труппу Кончиса, разыграла самоубийство.
Николасу Эрфе хватило душевных сил досмотреть до конца этот спектакль, может быть, поэтому Кончис называет его "призванным". Призванным научиться проводить грань между реальностью и вымыслом? Или понять истинную цену любви? Открытый финал намекает на то, что Николас простил Алисон, а она смогла простить ему ложь и измену с Жюли (актрисой из команды Кончиса). В таком случае можно следать вывод о том, что единственное, что реально в этом иллюзорном мире, в котором стерты грани между вымыслом и фактом, - это подлинная любовь, которая проявляет мир человека, как скрытое изображение на фотобумаге, которая фиксирует его бытие, срывая с него покров иллюзий. Но чтобы понять это, нужно пройти немало испытаний, прежде чем научишься отличать любовь настоящую от аффекта, очарования, влечения плоти, иллюзии любви.
Сергей Гогин
- 143 просмотра
Добавить комментарий