Лоуэн, А. Психология тела /А. Лоуэн. – Москва : Корвет, 2016. – 224 с.
Автор развивает направление биоэнергетики, основателем которой был Вильгельм Райх, как одной из разновидностей телесно-ориентированной психотерапии. Чтение книги оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, ее содержание проникнуто простым здравым смыслом, который подсказывает, что "в здоровом теле здоровый дух". Лоуэн как бы перевертывает эту формулу, утверждая, что препятствия на пути свободного течения и пульсации энергии жизни формируют нездоровое тело, мышечные зажимы, которые в свою очередь начинают влиять на состояние духа. Лоуэн говорит об органической связи тела и духа, о духовной природе телесности и телесной природе духа. В западной христианской традиции духовность имеет отношение к мистическому опыту, к связи с божественным, к функции рефлектирующего разума, а Восток в этом отношении ориентируется на чувства, на жизнь сердца, а не состояние ума. Для восточного мудреца и практика чувственность, телесность, телесная грация связана как раз с духовностью, тогда как христианский Запад видит духовость в усмирении плоти и даже насилии над ней. Из-за этого у человека в западной цивилизации возникают психологические проблемы, влекущие проблемы со здоровьем.
В принципе, тут нет ничего запредельного или мистического, поскольку та же гештальт-психология, которой уже сотня лет, говорит приблизительно об этом же. В книге есть множественные пересечения с гештальт-подходом к работе с телом. Однако гештальт-подход никто не называет псевдонаукой, в худшем случае - околонаукой, а вот биоэнергетика попала в классификацию псевдонаук (в частности, ученые считают ненаучным учение Райха об оргоне). Лоуэн, который был пациентом и учеником Вильгельма Райха, очевидно, почерпнул у него идею универсальной энергии жизни, блокирование которой в теле приводит к разного рода расстройствам. Автор базируется прежде всего на личном опыте работы с клиентами, он описывает случаи, которые позволяют ему сопоставить определенные типы телесного устройства и соответствующие им типы неврозов и иных расстройств. Статистической связи тут провести нельзя: в подтверждение своих мыслей автор приводит отобранные им случаи, но случаи, которые могли бы опровергнуть или поставить под сомнением его биоэнергетический подход, не приводит. Строго говоря, нужны исследования на группах пациентов, объединенных общими расстройствами, чтобы статистически сопоставить тип расстройства и тип телесной организации. Но ссылок на такие исследования в книге нет, скорее всего, потому, что их никогда не проводилось. Автор в этой книге ссылается исключительно на личный опыт и свои же труды, справочный аппарат в книге отсутствует, что выводит ее из категории научных и даже научно-популярных изданий, хотя пищу для ума она, несомненно, дает. В частности, понятие телесной грации у Лоуэна не противоречит тому же понятию в гештальт-терапии, которая во многом ориентирована на эстетический критерий и также говорит об энергии, о напряженности поля, применяет теорию поля в качестве своей теоретической основы. Используются в психологии и понятия заземления, возбуждения и т.д., которые применяет Лоуэн. Много путаницы у автора в главе, посвященной чувствам. Там очень трудно разобраться в его классификации чувств и эмоций - автор эти понятия почти отождествляет, например, называет любовь эмоцией.
Здравый смысл в книге и в теории Лоуэна состоит в следующем: если внимательно посмотреть на человека, как он сидит, стоит, двигается, какая у него осанка, позвоночник, можно выявить, где в теле случился зажим, искривления, дисбаланс, и работать с ними, двигаясь от особенностей структуры тела к психологическим особенностям (например, личной истории, истории детства), которые стали тому причиной. Но, опять же, строгой наукой это назвать нельзя, потому что многие вещи случайны, невоспроизводимы, неверифицируемы. Так что эту книжку можно рассматривать как некое зеркало, которое позволяет всмотреться в себя, задать себе некоторые вопросы, но строго психологической и научной ее назвать трудно, как трудно назвать ученым, допустим, Луизу Хей с ее аффирмациями, излечивающими соматические заболевания, хотя разумную подоплеку можно найти и у нее, ибо «все болезни от нервов», что было известно еще Гиппократу.
Сергей ГОГИН
Добавить комментарий