Халлинан Д. Почему мы ошибаемся? : ловушки мышления в действии / Джозеф Халлинан. – 2-е изд. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 292 с. : ил.
Перед нами еще одна научно-популярная книга о когнитивных ошибках, влияющих на принятие решений. В последнее время такой литературы издают довольно много, недаром в рецензируемом издании на авантитуле размещена информация о книгах, которые хорошо его дополняют, — издатель приводит четыре других наименования.
Интерес издателей и читателей нон-фикшн к ошибкам мышления закономерен. Во-первых, нейробиология и психология накопили много данных, объясняющих, как человек принимает решения — в обычном состоянии, в условиях стресса или неопределенности. Во-вторых, растущая технологическая насыщенность повседневной жизни повышает как вероятность техногенных катастроф, так и роль человеческого фактора в них (или в их предотвращении). В этих условиях поведенческие исследования в психологии и нейробиологии с очевидностью становятся прикладными: их результаты позволяют выработать конкретные рекомендации и инструкции, способные, например, значительно снизить вероятность авиакатастроф. Как следствие, усилия по популяризации этих исследований, чем, в частности, занимается американский журналист и лауреат Пулитцеровской премии Джозеф Халлинан, трудно переоценить. В-третьих, имеющиеся знания об общих закономерностях в поведении масс — обоюдоострый меч: его можно вложить как в руки политтехнологов, "черных" пиарщиков, маркетологов и прочих манипуляторов, так и в руки людей, которые хотят принимать осознанные решения и не поддаваться манипулированию и массовому психозу. При включенных "башнях-излучателях" (то есть электронных и прочих СМИ, контролируемых авторитарными режимами) здоровый скептицизм, основанный на позитивном знании, чрезвычайно важен. Наконец, по словам научных журналистов, с которыми мне удалось в разное время беседовать, интерес к когнитивной тематике устойчиво растет и потому, что популяризаторы этих исследований противопоставляют их псевдонаучным или откровенно мракобесным публикациям, коих в смутные времена появляется особенно много. Интерес к популярной науке и публичным лекциям растет.
Лучше всего дополнял бы книгу Халлинана труд лауреата Нобелевской премии Даниэля Канемана "Думай медленно, решай быстро". Как представляется, между ними такое же соотношение, как между лекцией и семинарским занятием (или лабораторной работой), где лектором выступает Канеман. Практически любой класс ошибок, описываемый Халлинаном, находит соответствие в теории Канемана о двух режимах функционирования мышления (интуитивная Система 1 и рациональная Система 2) или в разработанной им поведенческой экономике. По сути дела "Почему мы ошибаемся?" — это популярная иллюстрация разных типов когнитивных искажений и шаблонов мышления, описанных Канеманом. Ее вполне можно использовать как задачник на тему "найди и определи эффект по Канеману".
Халлинан — журналист, и его книга читается легко, он умеет привлечь внимание аудитории интригующим рассказом. Во введении автор рассказывает, что более двадцати лет проработал репортером и выработал хобби — коллекционировать истории человеческих ошибок. На первой же странице он делится своим любимым случаем: в одной деревне в Южном Уэльсе толпа разгромила офис детского врача только потому, что местечковые блюстители морали перепутали значение слов "педиатр" и "педофил". Человеку действительно свойственно ошибаться: 70% авиакатастроф, 90% автомобильных аварий и 90% несчастных случаев объясняются человеческим фактором. Поэтому ошибки изучают и классифицируют. В тринадцати главах книги Халлинана описаны разные категории ошибок в зависимости от эффекта, который бессознательно демонстрирует "ленивая" психика, или иных причин когнитивного искажения. Все это щедро проиллюстрировано примерами, взятыми из жизни.
Люди искажают действительность в силу физиологических особенностей организма, шаблонов восприятия, банальной усталости, скуки, лени, самонадеянности и многого другого. "Наши ожидания нередко формируют видение мира, а зачастую и определяют наши действия и поступки" (с. 13). В большинстве случаев это эволюционное приспособление, позволяющее психике экономить время и усилия: "То, что люди привыкли видеть, они обычно замечают, и наоборот" (с. 32). Но в определенной ситуации эта эвристика становится губительной. Важную роль играют и культурные особенности: в частности известно, что катастрофы на авиалиниях стран Юго-Восточной Азии нередко случались из-за того, что второй пилот, обнаружив проблему, мямлил, намекая командиру на важную информацию, но из-за воспитанного культурой почтения к начальнику не указывал четко и прямо на проблему, что приводило к фатальной потере времени, остающегося для принятия решения. После внедрения соответствующих инструкций и тренингов количество происшествий в воздухе резко снизилось. Иногда предвзятость суждений определяется совсем уж странными вещами, объяснить которые можно разве что их архетипической природой. Автор приводит такие примеры: в ходе одного медицинского эксперимента его участники посчитали таблетки красного и черного цвета более эффективными, чем белые; в ходе другого исследования выяснилось, что спортивные судьи воспринимают игру команд, одетых в черную форму, как более грубую и чаще назначают им штрафы и пенальти.
Халлинан не только классифицирует ошибки, но и рассказывает, какие усилия предпринимает человечество, чтобы их минимизировать. "Упростите все, что можно упростить, и внедрите сдерживающие факторы и ограничения для предупреждения и блокирования ошибок" (с. 208), — казалось бы, простая рекомендация, но сколько жизней она спасает или может спасти! Мне вспоминается трагический случай в одной из ульяновских больниц, когда молодой женщине после успешно проведенной операции вместо физраствора внутривенно ввели формалин, что привело к смерти пациентки. Ошибка стала результатом целого ряда системных сбоев организационного характера, включая отсутствие легкоразличимой маркировки на упаковке препарата. Большинство названий лекарств, как правило, лишены смысла и не ассоциируются с заболеванием. Предполагается, что врачи должны знать о препаратах все. "Но стоит ли вообще рисковать — вдруг усталая медсестра, отработавшая две смены, перепутает названия препаратов?" (с. 208). Автор описывает случай, когда новорожденным близнецам в дорогой клинике в Лос-Анджелесе дважды вводили дозу препарата, критически превышавшую назначенную. Причина была в том, что ампулы с разной дозировкой внешне не отличались друг от друга. Компания-производитель в итоге сменила цвет маркировки ампул. Это и есть тот самый метод ограничения и блокировки ошибок.
Медицина и транспорт — сферы, где ошибки обходятся наиболее дорого. Американские авиалинии уже несколько десятилетий пользуются научно разработанной системой под названием "Управление ресурсами экипажа", которая требует от экипажей самолетов работать сообща. В гражданской авиации США за десять лет число катастроф со смертельными исходами сократилось на 65%. А вот в медицине улучшений не произошло: врачи ошибаются при диагностике смертельных заболеваний в каждом пятом случае. "В ходе одного исследования 20% хирургов признались, что хоть раз в своей карьере оперировали не те участки тела, где действительно требовалось оперативное вмешательство" (с. 216).
Халлинан указывает на одну несомненную причину ошибок врачей — на их настрой.
"В операционной, как правило, существует жесткая иерархия; там безраздельно царит хирург. В кабине летчика такого своевластия нет. Членам летных экипажей […] настоятельно рекомендуется сразу сообщать о любых замеченных ими просчетах и ошибках независимо от того, кто их совершил; а если речь идет об указании на потенциальные ошибки, тут вообще все равны" (с. 214).
Отсюда и вывод: авторитарный настрой, проистекающий от самоуверенности и самонадеянности, подрывает безопасность. "Нас ослепляют влияние собственных привычек и высокомерие; нам мешает недостаточное понимание своей ограниченности" (с. 231). Особенно дорого людям обходится самонадеянность политиков, их эгоцентризм и предвзятость, чему в истории немало примеров, в том числе в современной истории России.
Халлинан пишет также о гендерно обусловленных ошибках; об ошибках, порождаемых заботой человека о благоприятном впечатлении, которое он хочет произвести на окружающих; об ошибках, которые пропустит профессионал и легко распознает "чайник". Автор напоминает, что в США ежегодно около 7000 человек умирают из-за неразборчивого почерка врача, выписавшего рецепт, и советует читателю "думать о мелочах". Желание хорошо выглядеть в глазах других, изменившиеся обстоятельства, запас времени и удовлетворенность жизнью, текущее эмоциональное состояние — эти и множество других факторов влияют на то, как человек принимает решения, насколько адекватно оценивает реальность и себя в этой реальности, примешивает ли сиюминутные чувства в свои прогнозы. Книгу Халлинана стоит прочитать для того, чтобы лучше осознавать собственные объективные и субъективные ограничения и благодаря этому избежать ловушек мышления.
Сергей Гогин
Добавить комментарий